Министерство транспорта Китая ввело специальные портовые сборы на суда, принадлежащие, эксплуатируемые, построенные или зарегистрированные в Соединенных Штатах, с 14 октября 2025 года — в тот же день, когда вступили в силу тарифы Вашингтона на суда, связанные с Китаем.
Этот шаг знаменует собой первую прямую морскую контрмеру Пекина в углубляющемся торговом противостоянии с США и добавляет новый уровень сложности для глобальных перевозчиков, работающих между двумя крупнейшими экономиками мира.
Новое китайское постановление вводит сбор в размере 400 юаней (56 долларов США) за нетто-тонну на суда, связанные с американскими интересами, который к 2028 году увеличится до 1120 юаней (157 долларов США). С каждого судна будет взиматься плата до пяти раз в год.
Американские тарифы начинаются с 18–50 долларов за нетто-тонну или 120 долларов за разгруженный контейнер и к 2028 году постепенно вырастут до 33 и 250 долларов соответственно. Торговый представитель США (USTR) заявил, что эта политика направлена на противодействие доминированию Китая в мировом судостроении и стимулирование заказов на суда, построенные в США.
Аналитики оценивают, что новые сборы могут стоить судовладельцам более 3 миллиардов долларов в год, что побудит некоторых перевозчиков изменить маршруты или перераспределить тоннаж, чтобы избежать убытков.
Хотя под флагом США плавает относительно небольшое количество коммерческих судов, китайское регулирование также распространяется на суда, принадлежащие или эксплуатируемые американскими компаниями, или построенные в США, что может затронуть более широкий круг операторов.
Источник: trans.info