Северный морской путь: вынужденная, но перспективная альтернатива

Северный морской путь (СМП) для контейнерных перевозок из Азии в Европу до сих пор воспринимается участниками рынка как вынужденная альтернатива в условиях затрудненного использования традиционных маршрутов. Однако мировая ситуация складывается так, что СМП обречен на развитие в качестве активного торгового пути.

Рассмотрим плюсы и минусы СМП: с одной стороны, ограниченный период навигации, необходимость временами использовать ледокольный флот и слабая транспортная инфраструктура; с другой — значительное сокращение сроков доставки (особенно по сравнению с маршрутом вокруг Африки), обход заторов на сухопутных погранпереходах Дальнего Востока и возможность обхода ряда санкционных ограничений для российских получателей.

Традиционные логистические маршруты из Азии в Россию сегодня имеют свои сложности. Плавание через Красное море сопряжено с рисками из-за обстрелов, поэтому лишь один из глобальных морских операторов (CMA CGM) использует маршруты через Суэцкий канал. (Эксперты Alphaliner предполагают, что перевозчик договорился с хуситами о безопасном проходе в обмен на заходы в ливанские порты Бейрут и Триполи.) Стабилизация на Ближнем Востоке в обозримом будущем не прогнозируется, поэтому на восстановление безопасности судоходства в регионе надеяться не приходится.

Отправка контейнеров вокруг Африки может быть вполне приемлемой для некоторых игроков рынка, но для многих это слишком долго, а в современных условиях время — это тоже фактор риска.

Автомобильные и железнодорожные перевозки из Азии сталкиваются с ограничениями транспортной инфраструктуры. Проблемы в Красном море значительно усугубили ситуацию. Заторы на погранпереходах и в портовых терминалах увеличивают сроки доставки на недели, а иногда и месяцы. Проблема постепенно решается, но на ее кардинальное решение потребуется еще много времени.

В перспективе возможна напряженность в морском бассейне вокруг Китая. Риски военного конфликта между Китаем и его потенциальными противниками (странами AUCUS) возрастают, и в случае их реализации СМП станет еще более привлекательным. При этом начальная точка морского этапа может сместиться из китайских портов в российские порты Дальнего Востока.

Северный морской путь постепенно перестает быть экзотикой. И хотя пока еще очень немногие перевозчики открывают на нем свои сервисы, и немногие экспедиторы предлагают его своим клиентам, развитие идет уверенно как в количестве работающих судов, так и в их размере. Например, в прошедшую навигацию по СМП прошел контейнеровоз вместимостью 4,8 тыс. TEU.

Таким образом, Северный морской путь на фоне всех происходящих событий приобретает черты важной стратегической альтернативы, а его включение в портфель логистических решений становится значимым фактором повышения конкурентоспособности.

Компания TELS GLOBAL активно работала на Северном морском пути в период навигации 2024 года, проведя по нему крупные партии грузов из Китая в РФ и обеспечив их своевременную доставку в обход заторов в портах и погранпереходах Дальнего Востока.

Стать
клиентом
Закрыть окно
Для решения ваших логистических задач, заполните, пожалуйста, форму и мы свяжемся с вами
Раскрыть контакты

Имя / Фамилия *
Название компании
Должность
Страна
Email
*
Контактный телефон *
Комментарий
Даю согласие на сбор и обработку персональных данных. *
* - Поля, обязательные для заполнения