Переломный период в логистике 2022-23 гг.: как его пережили и чего ожидаем в будущем

Из интервью Исполнительного директора TELS GLOBAL Олега Германовича агентству РБК.

Каким был 2022 год?

2022 год снова резко изменил правила игры для абсолютного большинства участников международной деятельности и потребовал от нашей компании корректировок в текущей работе и планировании. Уже после первых пакетов санкций в отношении России спрос и грузовой объем импорта ЕС-РФ упал примерно на 40% и продолжил сокращаться. В разрезе отраслей за март-октябрь 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, по данным наших аналитиков, объем грузов на этом направлении снизился:

  • химическая промышленность – 58%;
  • продукты питания – 27%;
  • напитки, соки, воды – 29%;
  • электроника и бытовая техника – 64%;
  • FMCG – 33%;
  • стройматериалы – 53%;
  • целлюлозно-бумажная – 74%;
  • металлургия – 64%;
  • с/х продукция – 49%;
  • автопром – 84%;
  • деревообработка – 64%.

В экспортном направлении из РФ в ЕС самое большое сокращение грузов в физическом объеме произошло в следующих отраслях:

  • деревообработка – 58%;
  • химическая промышленность – 27%;
  • металлургия – 29%;
  • стройматериалы – 64%.

За 8 месяцев после начала боевых действий импорт из ЕС в РФ в физическом выражении сократился на 54%, экспорт – на 64% в годовой динамике.

От наших клиентов количество транспортных заказов во втором квартале сократилось примерно на треть, восстановительный рост спроса начался c середины третьего квартала и ускорился в четвертом. По итогам 2022 года общий объем перевозок компании по сравнению с 2021 годом снизился на 20%, при этом выручка сократилась на 11%.

Динамика показателей компании в 2023 году, драйверы развития

За первое полугодие 2023 года выручка компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 2% при снижении объема грузоперевозок на 20%. Из-за санкций усложнилась логистика не только между Европой и РФ, но и Европы со странами, транспортное сообщение с которыми обычно осуществлялось транзитом через РФ. Например, часть грузов в Казахстан теперь идет через Турцию, Азербайджан, Каспийское море, что намного сложнее и дороже.

Дополнительные перспективы для логистических операторов создает развитие торговли в южном и восточном направлениях. Значительно увеличились и продолжают расти объемы наших услуг на направлениях Китай, Турция, Казахстан и других стран Закавказья, Средней и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.

В связи с ростом спроса от наших заказчиков на перевозки внутри России объем услуг в этом сегменте с августа прошлого года к августу текущего вырос в 2,5 раза.

Перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года

Начиная с 2020 года любой прогноз можно завершать словами: «но это не точно». Пока в базовом прогнозе от наших аналитиков на ближайшие два года:

  • дальнейшее сокращение потенциала рынка ЕС-РФ не только по политическим, но и по экономическим причинам;
  • быстрое развитие рынков перевозок в южном и юго-восточном направлениях, прежде всего, Китай, Турция, Казахстан, Узбекистан, Иран и другие страны;
  • относительно уверенно развивается рынок России, но тут есть и тревожные моменты: рынок сейчас перегрет госзаказами, платежеспособность населения выросла в значительной степени за счет бюджетных вливаний, и как это дальше отразится на экономике – трудно сказать.

Мы будем активно развивать свое присутствие на перечисленных выше перспективных рынках. Уже открыли новый офис в Казахстане.