Подготовлено для РБК. Оригинал
Северный морской путь (СМП) из «периферийного» альтернативного маршрута быстро превращается в привлекательный вариант доставки грузов из Дальнего Востока РФ и Китая в европейскую часть континента. Конечно же, природные ограничения не позволят СМП в обозримом будущем стать полноценной заменой морским маршрутам по Индийскому океану, однако растущая мировая нестабильность стимулирует стремление развивать альтернативные маршруты для устойчивости цепочек поставок.
Краткая история освоение СМП Китаем
Сегодня на Северный морской путь активно идут китайский морские перевозчики. Смотрим хронологию:
2022 год. Нет никаких официальных данных о регулярной работе китайских перевозчиков на СМП.
2023 год. Китайская Newnew Shipping начала работу на СМП, сделав за летнюю навигацию 7 рейсов.
2024 год. Newnew Shipping совершила уже 13 рейсов по СМП, доставив порядка 20 тыс. контейнеров.
2025 год. На начало августа вместе с Newnew Shippin свои контейнеровозы по СМП уже отправила Fujian Huihai Shipping. И еще одна компания - Sea Legend Shipping – анонсировала свои маршруты из Китая в Северную Европу. Сколько в итоге будет совершено рейсов – посчитаем в ноябре.
Плюсы и минусы СМП
Причины интереса к перевозкам по СМП – не только в рисках возможных проблем на южных маршрутах, но и в скорости доставки грузов. Например, на путь из Шанхая и Циндао в порты Роттердама и Гамбурга компания Sea Legend Shipping рассчитывает тратить 18 дней – это почти в два раза быстрее, чем через Суэцкий канал. А по сравнению с маршрутами вокруг Африки – в 3-4 раза быстрее.
Но на этом плюсы пока заканчиваются. Как уже отмечалось, Северный морской путь не сможет взять на себя какую-то существенную часть спроса на перевозки в Европу. Ограничениями здесь являются:
Короткий период навигации для судов без ледового класса. Обычные контейнеровозы могут ходить по СМП фактически только с июля по октябрь (иногда, ноябрь). То есть 4-5 месяцев в году.
Невысокая вместимость судов на маршрутах. По сложному в природно-климатическом смысле морскому пути нет возможности отправлять мега-контейнеровозы, тем более что и портов, способных их принять на этом пути, пока нет. На текущий момент рекорд по величине прошедшего по СМП контейнеровоза – это Flying Fish 1 (уже переименованный, по имеющимся данным, в Istanbul Bridge) вместимостью 4843 TEU. При этом надо понимать, что такие суда могут плавать по глубоководным маршрутам и пока с проводкой «ГлавСевморпути».
Перспективы СМП
При всех ограничениях у СМП есть приличный потенциал для развития.
Во-первых, и Россия, и Китай собираются развивать строительство контейнеровозов ледовых классов, что существенно увеличит период их плавания по СМП. Рекомендации по основным параметрам контейнеровозов для СМП, разработанные по заказу госкорпорации «Росатом» в 2021 г., сообщали, что их вместимость должна составлять 6000 TEU, ледовый класс - Arc8 (очень высокий). Однако до сих пор нет полного понимания, насколько целесообразно строить контейнеровозы высоких ледовых классов при возможности организации регулярных ледокольных проводок караванов судов низких ледовых классов (и без ледовых).
Во-вторых, развивается и совершенствуются услуги «ГлавСевморпути» (структура «Росатома») по ледокольным проводкам. В частности, китайские перевозчики ведут переговоры с «Росатомом» на предмет обеспечения с 2030 года их круглогодичного судоходства по СМП.
Выводы
Контейнерный трафик по СМП точно будет расти. Период плавания контейнеровозов, вероятно, будет расширяться, хотя точных прогнозов на этот счет пока нет.
Поэтому в ближайшие годы этот маршрут для контейнерных перевозок будет оставаться сезонным, но в горизонте 5 лет, возможно, период навигации будет расширен.
В любом случае для участников рынка уже есть надежный проработанный способ доставки грузов Северным морским путем 4-5 месяцев в году.
***
Подробнее об услугах перевозки грузов Северным морским путем вас проконсультируют специалисты по мультимодальным перевозкам TELS GLOBAL.